Отраслевой форум медиааналитики

    19 декабря 2024 г. | Москва, РГГУ

    Секции

    11:00 – 12:30 Открытие

    Пленарная сессия: «Традиционные ценности и новые смыслы медиареальности»

    Открытие началось с пленарной сессии «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И НОВЫЕ СМЫСЛЫ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ», модератором которой выступил Валерий Александрович Фадеев, советник Президента РФ. В пленарной сессии, открывшей мероприятие, были представлены ключевые темы, касающиеся взаимодействия традиционных ценностей и новых форматов медийной реальности.

    Приветствия прозвучали от Ольги Вячеславовны Павленко, проректор по научной работе РГГУ, доктор исторических наук, профессор, и Валерия Александровича Фадеева, советник Президента РФ. В своем выступлении Ольга Павленко подчеркнула важность проводимого мероприятия в контексте цифровых медиа, так как «на данный момент нет единого мнения законодательной инициативы, и каждый университет во всем мире выбирает для себя путь – как работать с искусственным интеллектом». Руководство для РГГУ и в целом, может быть, опыт университетов использовать для того, чтобы понять пределы использования, возможности использования искусственного интеллекта. И на вас, дорогие коллеги, очень большая надежда. И для нас очень важно выработать общую позицию, руководства, «для предела использования искусственного интеллекта». Ольга Вячеславовна отметила, что необходимо не только учитывать этические аспекты технологического прогресса, но и разработать стратегии, которые позволят сбалансировать технологические инновации с культурными и духовными приоритетами общества. Она подчеркнула, что именно через осознание исторической справедливости и идентичности можно создать более устойчивую информационную среду.

    Валерий Александрович Фадеев отметил, что наша сессия посвящена теме «Традиционные ценности и новые смыслы медиареальности». Мне хотелось бы для студентов немного прояснить суть традиционных ценностей. Он продолжил мысль, говоря о том, что сейчас, как никогда, актуально возвращение к корням, поскольку именно традиционные ценности служат необходимой опорой в быстро меняющемся мире. Валерий Александрович указал на значимость термина «традиционные ценности», уточнив, что «это не шаг назад, а опора на основную суть нашего народа и его исторического развития». Наш народ — один из самых авангардных в мире, если не самый авангардный за последние столетия. Мы — народ, совершивший Великую Русскую Революцию 1917 года, проект трагический, но подаривший миру новые образцы социальной жизни, здравоохранения, образования. Эти достижения перенимали даже самые развитые страны. Он привел слова Президента России В.В. Путина, сказанные на пленарном заседании конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта»: «Почему я говорю о мировоззренческом суверенитете? Потому что алгоритмы и принципы работы искусственного интеллекта формируют, в первую очередь, люди, основываясь на своих ценностях, языке, культуре, историческом опыте и национальных интересах. Чтобы сформировать будущее России, необходимо самим разрабатывать такие технологии». Также были приведены примеры качественного исследования ИНИСО по «выявлению, классификации и описанию моделей потребления информационного контента и ценностей российских подростков и молодежи», которая определила так называемую « двойную мораль» -«говорить одно, делать другое», «мат - норма», аполитизм – норма», негативный образ патриота и многое другое. В целом было обозначено, что в целом «правила должны существовать», и главное — это образование, ведь без него «невозможно надеяться, что содержательный контент будет выходить на «первые места».

    Продолжая обсуждение, инициированное Валерием Александровичем, Максим Игоревич Богачёв, эксперт Института наследия и современного общества РГГУ, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, отметил, что «дети – это наше будущее». В рамках исследования было подчеркнуто, что молодежь продолжает активно пользоваться заблокированными и замедленными социальными сетями, и следует не осуждать их, а предложить поддержку в преодолении интернет-зависимости, а также усилить меры по фильтрации контента в различных платформах и контролировать алгоритмы рекомендаций. Важнейшим аспектом в работе с молодежью является создание безопасной и поддерживающей среды для обсуждения актуальных проблем интернет-культуры, главное - развивать навыки анализа информации, чтобы избежать манипуляций и дезинформации, которые активно распространяются в цифровом пространстве. Кроме того, исследование показало, что подростки всё еще нередко попадают под влияние негативного стереотипа о патриотизме. Это выражается в искажённом восприятии отечественных ценностей и культуры. В конечном итоге, основным приоритетом должно стать воспитание у молодежи чувства ответственности за свои действия в сетевом пространстве. Существуют уникальные возможности для обсуждения и конструктивного обмена мнениями относительно интернет-культуры, что может значительно повлиять на восприятие молодыми людьми ценностей и норм, принятых в обществе. Эта инициатива могла бы привести к более гармоничному сосуществованию поколений и, как следствие, к более качественному восприятию контента в целом. Поддержка и внимание к интересам молодежи — ключевые факторы на пути к гармоничному сосуществованию разных поколений.

    Валерий Валерьевич Фёдоров, кандидат политических наук, профессор, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в свою очередь, выступил с докладом рассмотрел взаимоотношение между медиа и властью, акцентируя внимание на прозрачности и ответственности медийных организаций – технологии дуальны – «они таят в себе как возможности, так и серьезные вызовы». Технологии глубоко проникли в социальную ткань нашего общества, но многие их пользователи не овладели навыками цифровой гигиены. Он отметил, что в эпоху цифровизации медиа должны стремиться к поддержанию общественного доверия, «стараясь оценивать риски», предлагая проверенные факты и актуальный контент. Важным аспектом взаимодействия медиа и власти, по мнению профессора Фёдорова, является необходимость создания эффективных механизмов контроля за качеством информации. «Ведь не надо забывать о том, что существует два главных актора, от которых много зависит – это государство и сами компании – лидеры». На уровне общества также необходимо развивать навыки медиаграмотности, чтобы пользователи могли самостоятельно ориентироваться в потоке информации и не попадаться на уловки манипуляторов. В заключение своего доклада он подчеркнул, что только совместные усилия государства, медиа и общества смогут создать устойчивое информационное поле. Это потребует от всех участников не только честности и открытости, но и готовности к диалогу в условиях поляризации мнений. Ответственность за культуру потребления информации лежит на каждом из нас. Таким образом, совместные усилия позволят сформировать более устойчивую и здоровую информационную среду.

    Арутюн Ишханович Аветисян, Директор Института системного программирования РАН, Академик РАН, доктор физико-математических наук, сосредоточил свое выступление на понятии «доверие», которое является краеугольным камнем - Без устойчивого доверия внедрение искусственного интеллекта оказывается практически невозможным. Доверие, в свою очередь, состоит из двух основных компонентов: безопасности и социогуманитарного аспекта. Важно осознать, что технологии ИИ требуют срочного внимания с точки зрения доверия, поскольку технология сама по себе не разрешает этот вопрос — необходима четкая регуляция, в которой разработчики ИИ должны цчитывать разнообразные точки зрения и ценности, которые могут варьироваться в зависимости от культурного и социального контекста. Это может помочь избежать углубления существующих социальных неравенств и недоверия к технологиям. Социогуманитарный аспект в этой дискуссии играет жизненно важную роль, и участие юридических экспертов и философов становится крайне актуальным. Мы должны обсудить границы возможностей ИИ и осознать их значение на уровне общества, чтобы выстроить устойчивое будущее, основанное на доверии и ответственности. В связи с вышесказанным, важно отметить, что доверие не возникает само собой — оно требует активного участия всех сторон. Разработчики технологий ИИ, пользователи и регуляторы должны взаимодействовать, чтобы создать условия, в которых доверие может укрепляться. Проблематика доверия в контексте ИИ также требует внимания к вопросам ответственности. Являясь участниками процесса, все стороны должны осознавать последствия своих действий. «Мы должны помнить, что каждое решение, принимаемое с использованием ИИ, в конечном итоге затрагивает человечество», - особо подчеркнул Арутюн Ишханович. Обсуждение этических норм должно проходить в рамках междисциплинарного диалога, что позволит создать сбалансированную регуляцию.

    Гущина Анна Александровна, руководитель по научно-техническому развитию, НТЦ, ФГУП «ГРЧЦ», в своем докладе поделилась результатами по практике соревнований по медиааналитике и медиатехнике для развития у молодых специалистов навыков по защите информационного пространства, которая носит практико-образовательный формат – выполнение участниками реальных задач в режиме реального времени в открытом интернете. Анна Александровна отметила, что частники соревнований не только развивают навыки аналитического мышления, но и учатся работать в команде, делясь мнениями и перспективами. Такой формат способствует формированию профессионального сообщества, которое взаимно поддерживает и вдохновляет друг друга на новые достижения. Участники конкурсов получили возможность тестировать новейшие инструменты и приложения, что содействует их профессиональной адаптации к быстро меняющемуся миру информационных технологий. Кроме того, такие соревнования формируют в молодых специалистах чувство ответственности за защиту информационного пространства. Они осознают, что их работа напрямую влияет на безопасность общества. Это понимание подстегивает стремление к развитию и совершенствованию своих навыков.

    Таким образом, практика соревнований по медиааналитике и медиатехнике способствует созданию квалифицированного кадрового резерва, который будет эффективно противостоять вызовам современности в сфере информационной безопасности, а также открывает новые возможности для карьерного роста. Лучшие специалисты смогли продемонстрировать не только теоретическую подготовку, но и практическое мастерство. Некоторые из них получили возможность стажировок в ведущих научных и исследовательских центрах страны, что открывает новые горизонты для будущей карьеры.

    Заботкина Вера Ивановна, проректор по международным связям РГГУ, российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, акцентировала внимание на таком понятии как «засоренность мозга» и в контексте исследования «Когнитивные модели идентификации манипуляций в медиа пространстве». Любая манипуляция в медийном пространстве требует внимательного анализа этих компонентов, поскольку именно они формируют основу нашего понимания реальности. В условиях цифровой эпохи, когда информация поступает в огромных объемах, важно уметь различать значимые данные и манипулятивные приемы, чтобы сохранить ясность мышления и способность к формированию собственных суждений. Вера Ивановна, размышляя о природе истины и иллюзии в современном обществе, где каждое слово, каждая фраза может стать инструментом как просвещения, так и заблуждения, среди маркеров, на которые следует обратить внимание, было определено – повтор, эвфемизмы, дисфемизм. В чем же основная суть манипуляции? Это не прямая пропаганда, а скрытая (имплицитный характер). Высказывается предположение о том, что, если на основе алгоритма удастся обучить искусственный интеллект распознавать манипуляции и скрытый смысл сообщений. Любая манипуляция требует тонкого и внимательного анализа своих компонентов, поскольку именно они составляют краеугольный камень нашего восприятия реальности. Исследование когнитивных моделей идентификации манипуляций может служить основой для создания алгоритмов, анализирующих текст и выявляющих манипулятивные элементы. Это позволит не только распознавать несоответствия и скрытые смыслы в медиа-сообщениях, но и обучать пользователей, способствуя их медиаграмотности. На сегодняшний день задачей понимания манипулятивное влияние становится глобальным вызовом для лингвистики, искусственного интеллекта и в целом для когнитивной науки.

    В рамках пленарной сессии участники активно обсуждали вызовы и возможности, которые цифровизация приносит в традиционные медиа. Марина Николаевна Мишункина, 1-й заместитель генерального директора АО «Аргументы и Факты», как практик акцентировала внимание на том, как социальные платформы способны формировать общественное мнение и влиять на восприятие информации. Она привела примеры коммуникационных стратегий, подчеркивая важность критического мышления в условиях информационного потока. Она подчеркнула важность использования аналитики и маркетинга, которые позволяют лучше понять интересы и предпочтения читателей. Марина Николаевна призвала коллег объединить усилия в воспитании медийной грамотности, чтобы каждый человек мог небезразлично относиться к контенту, который потребляет. Здесь медиаграмотность становится ключевым инструментом для понимания потребителями источников информации. Марина Николаевна отметила, что редакционные стандарты должны оставаться высокими, несмотря на давление коммерции и стремление к быстрой публикации. Это требует от журналистов не только профессионализма, но и врожденной этической позиции, и особо подчеркнула, что взаимодействие медиасообществ и образовательных учреждений может значительно улучшить ситуацию. Обмен опытом и совместные проекты помогут создать более осознанное общество, способное не только критически относится к информации, но и активно формировать ее. Заключительным аккордом прозвучали слова из Псалтирь "языком нашим пересилим…».

    Богданов Дмитрий Сергеевич, генеральный директор АО "КРИБРУМ", акцентировал внимание на многослойности контекстов и глубине смысла в текстах, порождаемых цифровыми просторами. Мы проводим тщательные исследования, разрабатываем инновационные методики и создаем образовательные программы для студентов, призывающих их к практическому вовлечению. Учитывая закон о национальной безопасности, выполненные нами исследования подчеркивают важность ценностей, связанных с правами и свободами человека. Эти идеалы, переплетенные с нравственными устоями, находят позитивный отклик в обществе. С каждым шагом мы стремимся к тому, чтобы заложить прочный фундамент для будущего, где права человека будут не только защищены, но и активно продвигаемы, вдохновляя людей к более осознанному и ответственному участию в жизни общества. Важно подчеркнуть, что эти ценности становятся основой для формирования нового сознания, которое уважает индивидуальность и достоинство каждого человека. Для достижения этих целей мы активно сотрудничаем с экспертами из разных областей, включая права человека, этику в цифровом пространстве и социологию. Это сотрудничество позволяет нам разрабатывать междисциплинарные подходы, которые отражают сложность и многогранность современных вызовов. Наша цель — создать платформу для обмена мнениями и опытом, где каждый сможет внести свой вклад.

    Завершил пленарную сессию Валерий Александрович Фадеев, который подчеркнул значение коммуникации как ключевого элемента в гармонизации отношений между различными участниками медийного процесса. Он также подчеркнул необходимость открытости и прозрачности в отношениях между всеми участниками медийного процесса, что способствует укреплению доверия к средствам массовой информации. Его речь стала логическим завершением активного диалога и заложила основы для дальнейшего обсуждения на круглых столах и семинарах. Таким образом, пленарная сессия стала важной вехой, открывающей новые горизонты для профессионалов медийной сферы.

    12:45 – 14:00

    Экспертная секция «Дизайн образовательной среды: новые форматы взаимодействия»

    В рамках секции участники обсудили актуальные вызовы, стоящие перед образовательными учреждениями в свете стремительного роста цифровых технологий. Мероприятие собрало специалистов из разных областей, позволяя объединить усилия «физиков» и «лириков», что является критически важным для подготовки новых кадров в цифровой индустрии.

    Модератор: Алексей Николаевич Расходчиков, руководитель Института сетевого анализа, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, открыл дискуссию, подчеркнув важность интеграции технических и социальных знаний для подготовки специалистов цифровой индустрии, так как «сегодня среда не только техническая, но и содержательная», и вопросы образования в данном контексте становятся ключевыми. Наш сегодняшний форум посвящен новой сфере, сфере цифровой. Мы сегодня говорим о тех процессах, которые происходят об этой новой среде. Формирование системы ценностей в контексте развития искусственного интеллекта — это важный шаг к созданию устойчивой платформы, на которой будущие поколения смогут строить свои отношения с технологиями. Человечество должно определить, какие принципы будут руководить будущими инновациями и каким образом они смогут улучшить качество жизни.

    Егорченков Дмитрий Александрович, директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, говоря о медиареальности отметил связь с нейросетями, которые влияют на происходящее. Значит, ваша и наша сессия посвящена образованию, но мы понимаем, что образование — это не только люди сегодня. Образование — это и те самые нейросети тоже, потому что их тоже надо образовывать. Так или иначе, никуда они без этого не денутся. И тут мы должны начать задавать себе сложные вопросы.  В центре обсуждения находится концепция традиционных ценностей, как в контексте нейросетей, так и в нашем обществе. Мы должны предоставить нейросетям нечто более очевидное — необходима детальная расшифровка, полный перечень традиционных ценностей. Эта задача требует обращения к культурным и моральным основам, что позволит гармонизировать взаимодействие человека и технологии, укрепляя основание, на котором строится наше общество. Создание системы, обладающей ясными, хорошо проработанными ценностями, станет неотъемлемой частью будущего как в мироощущении людей, так и в оценке искусственного интеллекта, создавая тем самым устойчивую платформу для развития. Дмитрий Александрович также подчеркнул, что нейросети, являясь продуктом человеческой мысли и творчества, должны взаимодействовать не только с данными, но и с теми культурными кодами, которые определяют наше общество. Традиционные ценности, заложенные в нашей культуре, должны быть четко прописаны, чтобы технологии могли функционировать с уважением к нашей истории и моральным устоям. Это не просто задача для исследователей, а вызов для всего общества.

    Келлер Андрей Владимирович, и. о. директора ФГАНУ «Социоцентр», в своем выступлении говоря о программе «Приоритет 2030», выделил важное целевое направление — создание ста передовых ВУЗов, способствующих научно-технологическому и социальному развитию Российской Федерации. Сегодня в программе участвуют 142 вуза, из них 118 получают грант на реализацию программы развития. 24 вуза являются кандидатами для участия в программе, то есть создают такую конкурентную подпорку тем, кто получает грант. и на основе оценки хода реализации программы своего развития имеют полные основания для того, чтобы эти гранты со следующего периода получать. В вузах приоритета в настоящее время учится каждый второй очный студент. Одной из ключевых особенностей вузов приоритета является то, что две трети всего объема науки, который сосредоточен в системе высшего образования, это деньги вузов-участников программы «Приоритет». И эта тенденция из года в год повторяется. Ожидания от науки играют ключевую роль в развитии экономики страны, и сегодня эти задачи легли на плечи вузов — участников программы Приоритет 2030. Мы отчетливо осознаем, что образование является в сердце этого процесса, и поэтому каждое учебное заведение применяет разнообразные подходы, стремясь к инновациям и усовершенствованию. В этом контексте, акцент на партнерство, интеграцию науки и образования становится основой для создания нового комплексного образовательного пространства, способного реагировать на вызовы времени и формировать будущее страны. Андрей Владимирович особо подчеркнул, что программа «Приоритет 2030» направлена не только на создание передовых ВУЗов, но и на формирование сети сотрудничества между университетами и промышленностью. Важно, чтобы научные разработки находили практическое применение в реальном секторе экономики, что позволит ускорить внедрение инноваций и повысить конкурентоспособность страны. «Результаты нашей работы зависят от идей и качества реализации, продвигая Россию к новым вершинам в сфере науки и образования». Завершая свое выступление, Андрей Владимирович отметил: «Программа Приоритет 2030 создала возможности для развития университетов, ведь образовательная среда для любого университета является его фундаментом, и это огромное поле для взаимодействия различных вузов, различных отраслей знаний! Цифровые компетенции должны стать базовой грамотностью, которые необходимы для будущей жизни человека в современном мире».

    Евгений Владимирович Погребняк, декан факультета финансовой экономики МГИМО; руководитель Цифровой кафедры МГИМО, подчеркнул, что МГИМО, как гуманитарный вуз, воспринимает Программу Приоритет 2030 как уникальную возможность для внедрения цифровых навыков. «Я подчеркну некоторые детали со стороны МГИМО. Вуза очень гуманитарного, как вы понимаете, и для нас проект «Приоритет 2030» и проект «Цифровые кафедры» — это возможность ускорить внедрение цифровых навыков». Вузы имеют шанс развивать программы, касающиеся анализа данных, цифровой трансформации, социальных технологий в информационных технологиях и цифрового потребителя. Наша главная цель заключается в том, чтобы блок ИТ стал не преградой, а надежным помощником в карьере, чтобы каждый понимал, из чего складываются элементы этого блока: языки программирования, дизайн крупных систем и многое другое. Кроме того, важно учитывать влияние цифровой среды на изменения в профессиях. Вузы должны адаптироваться к новым реалиям, трансформируя образовательные программы, чтобы готовить специалистов, способных решать сложные задачи. Это требует не только современных педагогических подходов, но и активного сотрудничества с индустрией, которая может предлагать актуальные кейсы и стажировки. Новые навыки требуют новых форматов, гибкости и индивидуализации, предоставляя студентам больший выбор. В условиях гибридной аудитории важны как технологии, так и взаимодействие людей, которые с ними работают.

    Наталья Сергеевна Баранова, руководитель Центра образовательных технологий МГИМО, добавила, что создание гибридных аудиторий напоминает концепцию «Умного дома»: главное — сохранить высокое качество образования. Эта новая форма обучения объединяет онлайн и оффлайн элементы, позволяя преподавателям разрабатывать сценарии, которые поддерживают связь и ценность, предлагая студентам гибкость и доступность. Гибридная аудитория — это по типу умного дома, преподавателю не нужно быть IT-специалистом, управляется вся аудитория с планшета на кафедре у преподавателя. Преподаватель не привязан к кафедре, он может спокойно перемещаться по аудитории, его слышно, видно с любой точки аудитории. И тут самое главное, почему мы хотели это сделать, потому что особенно занятия онлайн у нас показали, что очень сложно сохранить хорошее качество образования в онлайн. А гибридный формат, на наш взгляд, это отдельная форма обучения, отдельный формат, который включает в себя и онлайн, и оффлайн, и берет из обоих форматов самое лучшее. То есть преподаватель, находясь в аудитории, видит и онлайн участников, и оффлайн участников, и так как преподаватель у нас заранее сто процентов обязательно проходит специальный курс обучающий, где мы рассказываем, что такое гибридное образование, для чего оно нужно. Гибридные форматы обучения особенно актуальны в свете современных вызовов, требующих от образовательных учреждений быстрой адаптации к меняющимся условиям. Это направление помогает не только в создании новых курсов, но и в улучшении существующих программ. Это открывает новые горизонты для инноваторов и позволяет формировать специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира. Важным аспектом остается и постоянное профессиональное развитие преподавателей, что также влияет на качество обучения.

    Галина Александровна Шевцова, директор Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ, в центре своего выступления акцентировала внимание на первостепенной значимости «цифровых компетенций», которые лежат в основе современного образования. «Наш институт исторически так сложилось уже 40 лет в зданиях и внутренняя структура университета, в свое время это историко-архивный институт, где мы были первые тогда на советском пространстве факультет, который назывался факультет защиты информации. Мы те, которые на гражданский оборот вывели эту тематику, которая на сегодняшний день называется информационная безопасность. И надо сказать, что вот в рамках нашего института три направления, математика, информатика прикладная и информационная безопасность, которые очень гармонично уживаются в гуманитарном ВУЗе». Институт предлагает три взаимосвязанных направления: математика, информатика и информационная безопасность, которые органично вписываются в гуманитарный контекст университета. Особую значимость имеет то, что сегодняшнее поколение свободно владеет информационными технологиями, обеспечивающими эти необходимые цифровые навыки. Сравнивая генерируемые текстовые материалы, необходимо проверять их соответствие реальности. Важно овладеть искусством написания текста, что подчеркивает необходимость междисциплинарного подхода. Кроме того, важно создать методики, которые будут способствовать формированию инновационного мышления. Это включает в себя проектные работы, исследования и практические занятия, где студенты могут применять полученные знания на практике, которые не только отражают действительность, но и призваны заглядывать в будущее, формируя новое видение образовательного процесса.  «Мы должны идти даже чуть-чуть вперед, чтобы говорить, что этого еще нет, но вот посмотрите, уже разработки ведутся. А как мы об этом будем знать? Только если вы с нами плотно взаимодействуете. Поэтому мы, конечно, будем очень признательны, если будет обратная связь. Вполне возможно, есть у кого-то какие-то пилотные проекты, которые можно разворачивать в вузах, особенно в таких, как у нас, потому что у нас комбинированные идут вот эти направления. И вот мы даже смотрим по нашим учебным планам, очень много наших IT-дисциплин, которые реализуются в направлениях гуманитарных. Это крайне важно», что позволит не только правильно интерпретировать информацию, но и анализировать полученные данные с позиций различных дисциплин

    Ксения Григорьевна Позднякова, заведующая кафедры дизайна СПбГУ, в своем докладе подчеркнула важность дизайна образовательного процесса, рассматривая становление школы графического дизайна в рамках междисциплинарного пространства классического университета. Образовательная концепция подготовки дизайнеров в СПбГУ основана на синергии экспериментальных методов реализации практических дисциплин и теоретической базы гуманитарных и художественных наук, традиционно присущих классическому университетскому образованию. Дизайн — это такая область деятельности, которая совмещает, безусловно, с самого начала и цифровые компетенции, и работу с материалом. Особенность нашего дизайна образовательного заключалась в том, что практические искусства, проектная деятельность 25 лет назад внедрилось в пространство классического университета. И вот на этой особенности мы построили свою главную образовательную концепцию, которая заключается в взаимодействии, выстраивании связей между экспериментальными методами практической деятельности дизайнера, потому что дизайнер должен быть на острие актуальной проблематики общества, теоретической, гуманитарной, серьёзной базой классического университета и такой практической художественной деятельностью и взаимодействием с культурным контекстом. И вот здесь надо сказать, что за 25 лет у нас выстроились такие связи, синтез между дизайном, искусством и наукой, потому что дизайн Санкт-Петербургского университета очень сильно интегрирован в научную исследовательскую проблематику Санкт-Петербургского университета. Это влияет на выбор тем выпускных квалификационных работ, это влияет на интересы наших студентов, когда они выбирают, особенно в магистратуре, где пройти практику, какую взять тематику, какую проблему актуальную изучить. Значительной чертой этого подхода стало глубокое взаимодействие между дизайном, искусством и наукой. В процессе обучения особое внимание уделяется критическому мышлению и креативности, что позволяет студентам не только усваивать знания, но и адаптировать их к меняющимся условиям. Преподаватели кафедры дизайна активно поощряют участие студентов в междисциплинарных проектах, где они могут применять теоретические знания на практике, взаимодействуя с представителями других областей науки и искусства. Это содействует формированию целостного восприятия дизайна как многогранного явления, отражающего культурные, социальные и технологические изменения. Переосмысляя накопленный опыт и исследуя принципы взаимодействия, преподаватели кафедры разрабатывают экспериментальные методы обучения, которые обогащают учебный процесс. Это открывает новые горизонты не только для теоретического понимания, но и для практического применения знаний, формируя условия для творческой реализации студенческих работ. В результате, реализация программы подготовки дизайнеров становится живым примером интеграции знаний, способствуя созданию уникальных проектов, отражающих дух нашего времени и вызовов общества. «Образовательная программа – это творческая лаборатория, где выстраиваются новые связи дизайна и контекста».

    Юрий Викторович Чехович, Президент компании Антиплагиат, кандидат физико-математических наук, размышляя о внедрении генеративного искусственного интеллекта в образовательные и научные процессы, подчеркнул, что применение таких технологий проходит несколько этапов. На текущем этапе мы все-таки на подходе принятия использования ИИ, но сталкиваемся с неясностью в методах его интеграции. «Да, я хотел бы такой довольно узкой области коснуться в своем выступлении. Это использование генеративного искусственного интеллекта в учебных работах, в научных работах. Чуть больше двух лет назад мы все внезапно для себя, многие внезапно столкнулись с тем, что пришел чат GPT», - отметил Юрий Викторович. Масштаб и влияние ИИ невозможно игнорировать; однако важно понять, как избежать искушения переложить на него труд и ответственность, что может привести к разрыву традиционных связей в исследовательской деятельности. Преодоление этих вызовов требует не только этической установки, но и разработки соответствующего инструментария и методик. Необходимо создать такую среду, в которой технологии служили бы не для сокращения углов, а для углубления интеллектуального диалога и сотрудничества. Стойкость и продуманность подходов к использованию генеративного ИИ станут залогом качественного и этичного научного прогресса в будущем. В конечном счете, мы должны стремиться к тому, чтобы генеративный ИИ не стал заменой человеческому интеллекту, а, наоборот, стал его мощным дополнением. ИИ может помочь исследователям в анализе данных, выработке гипотез и даже в создании новых идей, но конечное решение и ответственность должны оставаться за людьми. Это обеспечит не только эффективность работы, но и сохранение ценностей человеческого творчества и инноваций. Завершая свое выступление, Юрий Викторович, в качестве основного тезиса предложил бы «серьезно задуматься над тем, чтобы за счет продвижения этических норм, за счет выработки новых форм контроля знаний, контроля навыков, умений, новых форм контроля образования преодолевать вот эту пропасть и смещаться в сторону того, что нет, нельзя ни в коем случае использовать никакой искусственный интеллект, тому что можно, но ссылайтесь, можно, но используйте корректно и этично».

    Дмитрий Витальевич Смирнов, президент Международный академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова, в своем выступлении подчеркнул значимость корректности и этичности в образовательном процессе. Он призвал к необходимости закладывать эти основы с раннего возраста, создавая богатую смысловую и образовательную среду. Важным шагом в этом направлении является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Витальевич Смирнов отметил, что понимание методики преподавания имеет ключевое значение: результат, который мы получаем, зависит как от студентов, так и от преподавателей. Каждый из нас приходит к своим собственным достижениям, и поэтому следует опираться на накопленный опыт, подвергать его анализу и стремиться к улучшению. Он также акцентировал внимание на необходимости создания условий для раскрытия творчества, чтобы образовательный процесс стал не просто передачей знаний, но и настоящим источником вдохновения и самовыражения для студентов и преподавателей. «Важно – обучение, воспитание, развитие личности студента. Социореализация должна быть. Студент должен расти в обществе. И поэтому нам необходимо создавать такие социообразовательные среды, чтобы он не только индивидуально занимался, но и занимался в коллективе». В дополнение к вышеизложенному, Дмитрий Витальевич Смирнов подчеркнул, что ключевым аспектом современного образовательного процесса является интеграция различных предметных областей. Это позволяет расширить горизонты восприятия знаний и способствует формированию у студентов целостного взгляда на мир, а также может стать не только стимулом для дальнейшей работы, но и укрепит общую атмосферу сотрудничества в образовательной среде.

    Все идеи, озвученные на дискуссии, свидетельствуют о важности командного подхода и стремлении к постоянному развитию. Реализация этих шагов может не только повысить уровень образования, но и подготовить студентов к вызовам быстро меняющегося мира, обеспечив им конкурентные преимущества. Важно продолжать диалог и обмен опытом, чтобы двигаться вперёд вместе.

    14:45 – 16:00

    Экспертная сессия «Сети 4. 0» — 5 лет спустя / картина мира

    Модератор: Александр Лукоянов, генеральный директор «Сетевые исследования», открывая сессию, подчеркнул, что за последние пять лет информационная среда претерпела значительные изменения, связанные с быстрым развитием технологий и ростом объемов данных. Эффективный анализ этих данных требует применения новейших методов, таких как машинное обучение и искусственный интеллект. Эти инструменты позволяют не только обрабатывать большие массивы информации, но и делать прогнозы, выявляя скрытые закономерности и тренды. И сейчас важно понять важно понять, как же изменилась информационная среда за последние пять лет, какие новейшие методы анализа данных и изучения виртуального пространства, а также практические кейсы обрели значение за это время.

    Александр Александрович Харламов, главный редактор научного журнала «Речевые технологии, профессор МФТИ, Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН / Вадим Владимирович Борисов, президент Российской ассоциации искусственного интеллекта – говоря о модели мира, которая формируется на анализе текстовой информации, которая отличается от картины мира более больше объективностью, меньшей эмоциональностью. Эта модель отличается большей объективностью и меньшей эмоциональностью по сравнению с привычным восприятием. В своем выступлении затрагивают анализ текстов через призму семантической сети, исследуя элементы этой сети, которые связывают участников. В настоящее время существуют различные инструменты для анализа текстов, среди которых методика, основанная на технологии TextAnalyst. Она включает формирование семантической сети, из которой извлекаются пары концептов — агентов-участников, подверженные взаимовлиянию по различным критериям. Кластеры, образованные из групп пар, позволяют понять ситуацию в предметной области. Динамика отношений рассматривается через призму нечеткой логики, что помогает конструктивно описать ситуацию и предлагать пути ее разрешения, включая выявление участников и распределение векторов взаимодействия. Для анализа предметной области использовались тексты из соцсетей, предоставленные А.Н. Расходчиковым, за период с 26 марта по 31 марта 2020 года, период Ковид – выявление концептов для идентификации групп СТС – отобранные экспертно понятия, пересчет для дальнейшей обработки (в масштаб входной информации программы нечеткой кластеризации), которая включала - Анализ нечетких отношений взаимовлияния между концептами и идентификация кластеров концептов предметной области – формирование кластеров концептов. Выбор показателей для кластеризации концептов предметной области, основанных на согласованных нечетких отношениях взаимовлияния. Пример кластеризации концептов проблемной области. Выявление параметров, влияющих на распределение требуемым образом. Поиск оптимального пути для желаемого разрешения ситуации.

    Галина Витальевна Градосельская, научный руководитель Института сетевого анализа, представила результаты прикладного исследования, касающегося сообществ студенчества и молодых ученых. Научное картирование российских гуманитариев стало основой анализа: от теоретического осмысления до изменений практик, способствующих трансформации социальных институтов. Цель данного исследования – прикладная: исследовать механизмы воздействия на социальные институты России и выявить их уязвимости. Эта работа также участвует в разработке методологии комплексного анализа деструктивных практик в социальных сетях. Структура методологии включает картирование социальных сетей и анализ текстов, где 65-90% контента представляет собой информационные волны. Изменение роли социологических теорий в управлении обществом детализировано через выделение триггерных имен для гуманитариев и теоретическую модель социальных изменений в информационном пространстве. Ученые-гуманитарии выступают в роли трансляторов теорий и агентов легитимации, а тексты, циркулирующие в социальный сетях, становятся носителями практик. Обсуждение актуальных проблем научного сообщества формирует канонический и неоспоримый научный ответ, затрагивающий эти вопросы. Кроме того, исследование обращается к анализу текстов, циркулирующих в социальных сетях, выявляя, как различный дискурс влияет на восприятие действительности. Наличие информационных волн, составляющих основную часть контента, показывает динамику распространения идей и их воздействие на общественное мнение, что является важным для понимания механизмов формирования социальной идентичности. Это взаимодействие, как показывает практика, формирует культурные и научные каналы для передачи знаний и инновационных идей. В рамках исследования акцентируется внимание на том, как научное сообщество может способствовать созданию новых форм сотрудничества и обмена информацией, что, в свою очередь, способствует трансформации существующих социальных институтов.

    Игорь Станиславович Ашманов, президент и основатель «Крибрум», отметил, что социальные сети представляют собой не совсем пространство общения, а скорее область отчуждения, разделённую на так называемые семантические капсулы. В этих капсулах люди объединяются и погружаются в упрощённые идеи, сведённые к шаблонам. Некоторые индивиды собирают набор определённых слов и терминов, и затем задача лидеров состоит в том, чтобы создать структуру, которая не всегда видна и не всегда может быть распознана лишь на основе исследований. Игорь Станиславович подчеркивает, что в таких семантических капсулах мы сталкиваемся с опасностью отрыва от реальности. Лидеры мнений становятся проводниками новых идей, способствующих разрушению стереотипов и расширению границ перспектив. Люди, окружённые единомышленниками, перестают критически осмысливать информацию и принимают её на веру, что ведёт к формированию группового мышления – «аудитории в основном нужны эмоции, нужен дофамин с эндорфинами». В результате происходит постепенное деградирование общественного диалога, так как участники не стремятся к взаимопониманию, а пытаются лишь подтвердить свои предвзятые взгляды, и самое страшное, что «такую структуру не всегда видно». Игорь Станиславович предлагает искать пути выхода из этого замкнутого круга, которые могли бы разрушить существующие стереотипы. Также стоит отметить важность ответственности платформ социальных сетей в регулировании контента. Они должны стать не только ареной для обсуждений, но и защищать пользователей от манипуляций и токсичного контента, который способствует углублению раскола в обществе. И главное понять, что же дальше с эти делать - создать благоприятную среду для обсуждений, которая может существенно повлиять на нюансированность и качество общественного дискурса.

    Бочков Сергей Иванович, Председатель Совета Некоммерческого партнерства «Неправительственный инновационный центр», выразил благодарность Галине Витальевне Градосельской, которая подтвердила то, что была опубликовано Расходчиковым Алексеем Николаевичем по теме «гуманитарных войн» еще в 2018-19 гг. Прежде всего Сергей Иванович обратил внимание на то, что сейчас термин «война» очень плотно вошел в нашу жизнь и если попытаться структурировать эти понятия и детерминанты который влияют на понятие войны, то можно обнаружить не совсем корректное понимание этого термина, который изначально трактовался «как убийство с двух сторон с помощью оружия», но война на самом деле в итоге не прекращается и нет общего подхода и общей методологии. Любая активная война ведется 3-5 лет, но задолго до этого события в активной фазе – ведется информационная война. Сергей Иванович отметил, что современная война сложно поддается классическому определению. Также он подчеркнул, что в гуманитарных войнах акцент смещается на использование ресурсов. Таким образом, информационные технологии становятся важным инструментом, который позволяет поддерживать конфликт и даже инициировать его без применения оружия. В результате, сама концепция войны видоизменяется, и на первый план выходит необходимость пересмотра подходов к ее пониманию и анализу – «создание эмоционального настроя становится самым главным». В основе гуманитарных войн лежит «семантическая война», который начинаются за 30-50 лет до активных действий. На данный момент причинно-следственной связи вывить невозможно – «и делается это по большому счету ради одного – «для получения прибыли», появлением проблемной экономики началась именно борьба за финансы. Сергей Иванович призвал научное сообщество и практиков работать над выработкой новой методологии, которая сможет адекватно отражать изменяющуюся природу конфликтов. Он уверен, что это позволит не только глубже понять причины войн, но и разработать эффективные механизмы для их предотвращения и разрешения. В заключении Сергей Иванович отметил, что война в классическом понимании — это кульминация конфликта, «а конфликт начинается с науки»

    Анна Евгеньевна Власова, руководитель отдела лингвистики, «Наносемантика», в своем докладе «Очеловечивание искусственного интеллекта: мода или потребность?» - обратила внимание на ключевой аспект деятельности компании — разработку автоматизированного диалога, которая ведет свою работу с 2005 года, когда не было «бума х. «нейросетей» и автоматизированный диалог строился совсем на других принципах. Компания ведет порядка 30 проектов год и это значит, что для выводов, анализа и наблюдений «есть достаточно материалов». В ходе обсуждения практических аспектов она подчеркнула роль разговорного (диалогового) ИИ и виртуальных ассистентов, которые становятся невидимыми помощниками, общающимися с клиентами. Эти технологии находят применение в крупных организациях с обширной клиентской базой и колл-центрами, охватывая сферы поддержки, обзвонов и продаж. Новый тип коммуникации акцентирует внимание на парадоксальном слиянии: человек становится роботизированным, а машина обретает человечные черты. Изменение подхода к коммуникативной ситуации подчеркивает, что робот теперь начинает восприниматься как коммуникативная личность. Эта эволюция диктует борьбу за новых клиентов, способствует укреплению лояльности существующих, требует индивидуального подхода к каждому клиенту и формирует имидж современного бизнеса, стремящегося к гармонии между технологиями и человечностью. Анна Евгеньевна отметила, что такие технологии, как чат-боты и голосовые ассистенты, играют ключевую роль в создании эффективного клиентского опыта. Они способны не только выполнять рутинные задачи, но и собирать данные о предпочтениях пользователей, что позволяет компаниям предлагать более персонализированные решения. Вместо того чтобы воспринимать алгоритмы как бездушные инструменты, клиенты начинают видеть в них дружелюбных собеседников, которые понимают их нужды и проблемы. Это привносит в бизнес новые вызовы и возможности. Организации переосмысливают свою стратегию коммуникации, обучая сотрудников работать в тандеме с технологиями. Человеческий фактор по-прежнему важен, ведь именно навыки и эмоциональный интеллект сотрудников могут дополнить программы искусственного интеллекта, обеспечивая более глубокую связь с клиентами. В конечном итоге, успешная интеграция разговорного ИИ в бизнес-процессы способствует улучшению взаимодействия, синергии технологий и человеческого общения, где каждая сторона будет усиливать и обогащать другую, создавая уникальный и гармоничный опыт. Кроме того, важно отметить, что успешная реализация автоматизированного диалога требует постоянного обратного анализа и адаптации. Компании, которые активно включают клиентов в этот процесс, получая от них отзывы и учитывая их пожелания, обретают немалые конкурентные преимущества. Именно таким образом можно создать эволюционирующий продукт, который максимально отвечает запросам аудитории.

    Андрей Николаевич Языкеев, заместитель директора Агентства социальных исследований «Столица», в своем выступлении обратил внимание на масштабные изменения, которые происходят во многих отраслях экономики под воздействием новых технологий и возможностей анализа BigData (больших данных). Сегодня мы уже можем изучать отдельные социальные и экономические явления с гораздо большей точностью и фактически в режиме онлайн. К сожалению, методики анализа данных не развиваются так же быстро, на это требуется значительные усилия больших научных коллективов. Андрей Языкеев продемонстрировал возможности новых методов исследований и медиа-аналитики на примере изучения туристических потоков в регионах, где были реализованы методы совмещения анализа данных операторов связи, цифровых следов в социальных сетях и результатов социологических исследований.

    В завершении сессии участники пришли к выводу, что будущее не только за новыми технологиями, но и за формированием новых стандартов взаимодействия между исследователями, практиками и обществом. Обсуждение повторило мысль о том, что только совместными усилиями можно справиться с вызовами, которые ставит перед нами быстро меняющаяся информационная среда. На фоне стремительных изменений в технологической сфере, создание междисциплинарных коллабораций может стать ключевым фактором в разработке эффективных решений.

    16:15 – 17:45

    Заседание Интеллектуального клуба на тему «Будущее в цифре: между фантастикой и прогностикой».

    Ведущий Валерий Александрович Фадеев, советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, научный руководитель Института наследия и современного общества РГГУ, открыл заседание клуба цитатой Президента РФ В.В. Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» ( 07 ноября 2024 года, Сочи) – «нам с вами выпало жить в эпоху кардинальных перемен, быть непосредственными участниками сложнейших процессов первой четверти XXI века. Эти два десятилетия не просто были насыщены важнейшими, подчас драматическими событиями исторического масштаба – на наших глазах формируется новое мировое устройство… Если оглянуться на 20 лет назад и оценить масштаб изменений, а затем спроецировать эти изменения на предстоящие годы, можно предположить, что следующее двадцатилетие будет не менее, а то и более сложным.» Эта тема присутствует и в политическом и в интеллектуальном пространстве. Говоря об образе будущего Валерий Александрович, отметил, что оно спорное, как и любые другие представления. Несмотря на то, что один из Образов будущего на данный момент предстает в виде так называемой цифровизации, то есть совершенствование человека, - «человек все равно должен оставаться человеком». Подчеркивая значимость общественного участия в процессах трансформации, Валерий Александрович отметил, что только совместные усилия позволят создать будущее, в котором человек будет настоящим центром изменений

    Пискунов Александр Александрович, советник председателя Правления АНО «Сообщество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова», поддерживает идеи синергии целостного многообразия. Рассматривая культуру как открытую систему, Александр Александрович подчеркивает важность взаимодействия и взаимовлияния различных культурных пластов. Это создает пространство для творческого обмена и совместных инициатив, способствующих популяризации русского наследия. Такой подход позволяет не только сохранять, но и развивать культуру, делая её более динамичной и адаптированной к современным реалиям. Ценностно-смысловые подходы, которые пропагандирует Александр Александрович, обращают внимание на необходимость сохранения культурного многообразия как ключевого аспекта национальной идентичности. Важно, чтобы новое поколение понимало и оценивало богатство своего культурного наследия, что игнорируется многими в современных условиях глобализации.

    Скобелев Дмитрий Олегович, д.э.н., директор НИИ «Центр экологической промышленной политики», акцентировал внимание на том, что: глобальные проблемы не только не решаются, но и продолжают разрастаться, несмотря на усиливающиеся попытки и вкладываемые ресурсы. Для их преодоления необходима глубокая работа со смыслами, возвращение к истинным ценностям. Что же лежит в основе экономического развития? Прибыль, финансовый результат – в конечном счете, стремление к увеличению количества денег. Но деньги – это лишь цифры, абстракция, лишенная подлинной сути. Устойчивое развитие требует объединения материальных и духовных ценностей, где приоритет отдается не тому, сколько мы зарабатываем, а тому, как мы это зарабатываем. Важно пересмотреть наши приоритеты, нацеливаясь на долгосрочные цели, которые служат не только финансовым интересам, но и общественному благу. Нужны новые модели, которые аккумулируют опыт и знания, основанные на уважении к природе и взаимодействии с ней.

    Макушкин Алексей Георгиевич, Руководитель Аналитического центра при правительстве России, кандидат экономических наук, акцентировал внимание на гуманитарном измерении цифровизации. Он подчеркнул, что суть технологий – будь то организационных, технических или иных – заключается в фиксации «информационного следа». Современный мир, как внешний, так и внутренний, становится всё более наблюдаемым, что порождает новые вызовы. Сбор данных, не всегда поддающихся обработке и осмыслению, ставит перед обществом сложные вопросы, требующие глубокого анализа и гуманитарного подхода. Ключевым аспектом становится не только количество собранной информации, но и способ её анализа и применения в повседневной жизни. Здесь важен диалог между технологами и гуманитариями, который сможет синтезировать инновационные решения с гуманистическими принципами. Очевидно, что нам необходимо выработать новые подходы к образованию, чтобы будущие поколения могли критически воспринимать и анализировать информацию. Только так можно обеспечить гармоничное сосуществование человека и технологий в этом быстро меняющемся мире. Алексей Георгиевич Макушкин подчеркивает необходимость разработки новых подходов к анализу данных, где важен не только количественный, но и качественный аспект.

    Баженов Александр Владиславович, председатель совета директоров INFRAKAP, считает, что искусственный интеллект, ориентированный на повышение производительности труда, представляет собой грандиозное достижение. Взаимодействие человека с этой технологией открывает новые горизонты, позволяя глубже осмыслить вектор нашего развития и перспективы будущего. Однако, как подчеркивает председатель совета директоров INFRAKAP, успех внедрения технологий зависит не только от их инженерного совершенства, но и от человеческого фактора. было обозначено, что искусственный интеллект не только изменяет подходы к бизнес-процессам, но и способствует значительному снижению затрат и увеличению эффективности работы. Умение адаптировать ИИ-контент в различных сферах, от аналитики до автоматизации, позволяет компаниям быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и принимать обоснованные решения. Важным аспектом является также этика использования искусственного интеллекта Александр Владиславович считает, что необходимо выработать четкие нормы и правила, которые обеспечат ответственное отношение к технологии, гарантируя, что она будет служить во благо людям, а не заменять их

    Шпорт Светлана Вячеславовна, специалист психиатр, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, говоря о растущем влиянии цифровых технологий и когнитивные процессы, в своей работе мы уделяем внимание на то, как цифровая трансформация влияет на растущий организм, на детей и подростков. В последние годы цифровые технологии значительно изменили способ взаимодействия детей и подростков с окружающим миром. Эти изменения касаются не только общения, но и формирования когнитивных процессов, таких как внимание, память и критическое мышление. Доступ к информации стал почти мгновенным, что может как способствовать, так и препятствовать развитию аналитических навыков у молодых людей. Исследования показывают, что постоянное переключение между задачами негативно сказывается на долговременной памяти и способности к глубокому анализу. Таким образом, необходимо осознанно подходить к использованию цифровых технологий, ориентируясь на баланс между их преимуществами и возможными негативными последствиями для психического здоровья и когнитивного развития подрастающего поколения.

    Очирова Александра Васильевна, учёный, поэт и общественный деятель, в своём докладе обратила внимание на вызовы цифровизации, которые могут возникать на стыке интересов бизнеса, частных лиц, национальных и общечеловеческих ценностей. Сегодня стратегия становится поисковой задачей для множества сфер человеческой деятельности. Нельзя отвлекаться от истории и реальности, ибо именно с ними связано формирование личности, развитие науки, культуры и самой информации как феномена. Изобретение букв и цифр как способов передачи знаний стало ключевым этапом в эволюции человечества, и сегодня, в эпоху цифровых технологий, этот процесс продолжает определять наше будущее. Сегодня существует два подхода – реальность и виртуальная реальность, что является достаточно большой темой для осмысления со стороны представителей многих наук. Таким образом, цифровизация не должна рассматриваться изолированно. Она является частью большого многоуровневого процесса, где на соединении технологий и культурных ценностей рождаются новые идеи. Это требует от нас не только технической грамотности, но и гуманистического подхода, способного осмыслить будущее с учётом интересов человечества в целом.

    Уралов Арсений Анатольевич, Российское общество «Знание»; Минобрнауки России, представил перспективы развития робототехники до 2040 года (согласно актуальным прогнозам), ожидается что к 2032 году ожидается, что роботы займут ключевые позиции в таких сферах, как здравоохранение, транспорт и образование. Это в свою очередь откроет новые горизонты для стартапов и научных исследований. Также специальный акцент был сделан на необходимость подготовки кадров для новой реальности. Образовательные учреждения должны адаптировать свои программы и курсы, чтобы студенты смогли получить актуальные знания и навыки. Все команды разрабатывали цифровые сервисы для решения задачи энциклопедии Знание. Вики по таким направлениям, как анализ и экспертиза содержания текста, анализ и экспертиза качества текста, прямой анализ содержания текста и др. В завершении своего выступления Арсений Анатольевич призвал к активному диалогу между всеми участниками процесса.  Только совместные усилия смогут обеспечить гармоничное развитие робототехники, которое принесет пользу всему населению и создаст новое будущее страны.

    Рыбальченко Сергей Викторович, Генеральный директор, АНО «Институт научно-общественной экспертизы»; председатель комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, Общественная палата Российской Федерации, , отвечая на вопрос о том, сможет ли искусственный интеллект полностью заменить человека, подчеркнул, что это вопрос дискуссионный. Однако, по его мнению, ключевое значение имеет понимание того, для чего и ради чего существует искусственный интеллект: «Искусственный интеллект создан для человека или человек для искусственного интеллекта?» Он также отметил, что с развитием новых областей знаний человечество, пройдя определённый этап, вероятно, начнёт сокращаться. Однако этот процесс, по его словам, носит волнообразный характер, и со временем он может привести к новому этапу роста. Обсуждая будущее взаимодействия человека и искусственного интеллекта, Сергей Викторович призвал к необходимости внедрения этических норм и правил, которые будут направлять развитие технологий. Он уверен, что важно не только созидание инноваций, но и ответственное их применение с учетом потребностей общества. В заключение, он выразил уверенность, что гармоничное сосуществование человека и искусственного интеллекта возможно, если будет достигнуто понимание, что технологии являются инструментом в руках человека. Лишь при таком подходе можно избежать рисков и настроить общество на устойчивый рост и процветание.

    18:00 – 19:30

    Мастер-классы от экспертов индустрии исследований

    Торжественное неофициальное вечернее мероприятие - бонус для зарегистрированных участников события – стендап выступления и автограф сессия от экспертов индустрии исследований

    Мастер-класс Игоря Ашманова – Технологии Искусственного интеллекта и ловушки анализа данных

    Мастер-класс Галины Градосельской – Сетевой анализ: вчера, сегодня, завтра

    Как добраться

    19 декабря 2024 г. | Москва, РГГУ